Консультация ревматолога РІ Киеве — артроз, артрит, подагра. Запись РїРѕ тел. +380 44 599-33-81
Заболевания Препараты Публикации

Юрьевская роса помогает от артрита и ревматизма

Николай ВОЛКОВ, Елена ЧЕБАНЮК, Gazeta.ua
Рейтинг 
0
+

К христианскому празднику Георгия-Змееборца 6 мая (23 апреля по старому стилю) перешли древние языческие земледельческие и обряды скотарей. В конечном итоге, Георгий — на греческом «земледелец». В разных странах имя святого звучит по-разному: Георг, Джорж, Иржи, Ежи, Егор. В разных области Украины у святого Георгия также разные имена: Юр — на Подолье и в Галичине, Юрий — в центре, Григорий — на Черниговщине, Ригорий — на Сумщине, Гурий и Грицкогурий — на Полтавщине и Слобожанщине. В литературной речи- Юрий-змееборец.

 — Святий Юрій має золоті ключі від землі. Він її відкриває і випускає росу — так казала моя мама, — рассказывает режиссер Виктор Лисюк, 63 года, родом из села Кашперивки Баранивского району на Житомирщине. — До східсонця виганяли свяченою вербою худобу попастися. Казали, щоб збила юріївську росу. Брали хлібину, замотану в рушник і шептали замовляння до корови. Мати примовляла до нашої Маньки: «Юрію-Григорію, паси мою корову. Будь сонечком ясним, будь місяцем красним, ясними зорями принось хазяйці молока цебрами, сир возами, а масло, щоб не поїдали і Божу матір споминали».

Святого Юрия почитают как покровителя тепла, растительности и плодовитости. В песнях у него серебряный или зеленый горн, от голоса которого «всі ліси позацвітали, а всі пташки повилітали». От Юрия начинается настоящее теплое лето. Чтобы быть здоровым и красивым, юрьевской росой хорошо умываться. Промывали глаза, чтобы хорошо видеть и читать без очков. Походить по ей босиком — помогает от артритов и ревматизма.

 — Юріївську росу збірати мона по житі, мона, де травічка є. Треба брать таку латочку — полотнинку чи марлічку да набрать у ту латочку, да сцедить у чисту посуду яку. Да і так хай стоїть за іконамі. А як треба від хворості якої, то чи вмийся, чи натирайся — обязатєльно поможе, — рассказывала несколько лет назад Талина Ткачук, 1931 года рождения, из села Бровки Андрушевского района Житомирской области.

Собирают юрьевскую росу также ведьмы и знахари, чтобы отобрать у коров молоко. Поэтому в этот день в воротах раскладывали огонь и перегоняли через него скот. Осыпали его свяченым маком — ведьма только тогда сможет подступить к корове, когда соберет весь. Стелили под ногу коровам полотенце или подкатывали под них свячеными яйцами, чтобы не болели. Чтобы уберечь корову от волков, нужно, чтобы она переступила через закрытый замок. Ключ от замка вешали ей на шею, приговаривая: «Не замок закриваю, а вовчі зуби, щоб не рвав моєї корівки».

Пастухи, которых общество нанимало на лето пасти табун, на Юрия постились, ходили в церковь, ставили святому свечу и читали молитву: «Ставлю я, Господи, скотинку на луки, вручаю Тобі, Господи, на руки. Святий Спас, шоб Ти мені скотинку спас. Пресвятий Ягорій! сохрани овець од ябедників, од ябедниць і засунь їх, Господи, чугунною лавою!».

Чтобы был хороший урожай и не выбил его град, обходили поля процессией со священником. После каждая семья собиралась возле своего поля на обед. Готовили обязательно «пряженю» - яичницу с целыми желтками. Она напоминает солнце и должна была вызвать солнечное тепло. После обеда мужчины и женщины качались парами по зеленой пшенице, ржи или овсу.

 — Ми в колгоспі робили, а качалися на Юрія обязатєльно, — рассказывала Талина Ткачук. — Наставим стол, їжі всякої наготуємо і по чарці вип’єм. А там жито унизу, да в те жито качались. Мужчини, хто яку бабу вхопив, повалив, і покотились униз! Да йдем, да й знову по чарці, да й знову качаємся — вся бригада. Це шоб жито родило - так стариє люде казали нам. Нам — стариє, а ми молодчим. Але там жито гарне росте, де покотяться.

Виктор Лисюк вспоминает, что после войны в их селе на Юрия качались парами женщины:

 — Чоловіків не було майже, самі вдови. На Юрія позбираються баби, поприв’язують качани кукурудзи до пояса, а тоді ухватили одна одну і давай качатися по полю.

Качание на засеянном поле заменило половой акт, осуществляемый мужчиной и женщиной на поле в языческие времена. Совокупление должно было способствовать оплодотворению и плодовитости всего живого.

На рассвете на Юрия, когда скот лежит в хлеве, нужно посеять огурцы — дадут хороший урожай и не будет пустоцвета. Если в этот день спрячется во ржи ворона, будет урожайное лето, а если хлеб взошел воробью до колен, «то будет плохое время».

Добавлено 7 мая 2009.Версия для печати

comments powered by Disqus