Консультация ревматолога РІ Киеве — артроз, артрит, подагра. Запись РїРѕ тел. +380 44 599-33-81
Заболевания Препараты Публикации

Первые результаты использования общей воздушной криотерапии

И.Б. Героева, В.П. Глушков, Н.А. Крылова, Л.А. Горлова - Медицинский центр Банка России
Рейтинг 
0
+

Восстановительная медицина на современном этапе развития характеризуется постоянно усиливающимся вниманием к физическим методам лечения, что обусловлено значительными социально-экономическими затратами на медикаментозную терапию и реабилитацию, полипрагмазией, «агрессивностью» лекарственных препаратов, развитием аллергических реакций и т.д. [Корчажкина Н.Б. с соавт., 2005]. Среди физических методов лечения особый интерес представляет воздействие низкими температурами – криотерапия (греч. kryos-холод).

Практика использования холода в лечебных целях имеет многовековую историю [Муромцев В.А., 1998; S. Jay Olshansky et all, 2002]. Применение холода в качестве болеутоляющего средства – один из наиболее древних способов использования температурных факторов в лечебных целях. Первыми использовались холодная вода, снег, лед. Упоминание о лечебном действии холода встречается в трудах Гиппократа, Авиценны. С конца XIX - начала XX века во многих странах начали проводиться исследования по оценке влияния на организм искусственного глубокого охлаждения. В начале ХХ века немецкий ученый, пастор Себастьян Кнейп, одним из первых сделал попытку систематизировать опыт термотерапии [С. Кнейп 1927]. В 1938 году T. Фэй впервые использовал метод гипотермии для лечения онкологических больных. С 1949 по 1953 год в Канаде активно разрабатывались показания к искусственной гипотермии больных, оперируемых по поводу пороков сердца.

Родоначальником современной криотерапии считают японского ученого Тосимо Ямаучи. В 70-х годах прошлого столетия он разработал новый метод лечения с использованием сверхнизких температур (до –180°С). Это были первые парожидкостные азотные криокамеры. За 10 лет через «криоториум» его клиники прошло около двух тысяч больных с различными формами и стадиями ревматических заболеваний. По заявлению автора около 80% пациентов почти полностью избавились от болей и вернулись к полноценной жизни. Параллельно с японскими специалистами, в Германии под руководством профессора Рейнхальда Фрике были выполнены научные работы, посвященные сравнительной оценке применяемых хладагентов (лед, жидкий азот, сухой охлажденный воздух), доказавшие преимущество воздушной криотерапии при заболеваниях костно-мышечной системы. Было показано, что сухой охлажденный воздух, не вызывая резкого падения температурного градиента тканей, оказывает более выраженный терапевтический эффект.

Более 10 лет в Медицинском центре Банка России с успехом применяются различные методики локальной воздушной криотерапии (ЛВК). Накоплен положительный опыт применения ЛВК при ушибах мягких тканей, острых гематомах, повреждениях связочно-мышечного аппарата, бурситах, синовитах, ревматоидном артрите, артрозах, лимфовенозной недостаточности. Объективная оценка результатов применения ЛВК с использованием рентгенодиагностики, ультразвуковых методов исследования, ангулометрии, термографии и др. позволяет сделать вывод о несомненной терапевтической эффективности метода. Уменьшение боли и воспалительного отека, увеличение амплитуды движений в пораженных суставах в среднем на 5-7 дней сокращает срок пребывания пациентов в стационаре.

В настоящее время мы впервые в России начали освоение нового метода лечения – общей воздушной криотерапии (ОВК).

ОВК – кратковременное охлаждение всей поверхности тела пациента ламинарным потоком сухого охлажденного воздуха [Портнов В.В., 2005]. По данным литературы, показаниями к ОВК являются: ревматология (ревматоидный артрит, болезнь Бехтерева, вторичные синовиты, ревматические поражения мягких тканей); неврология (вертеброгенная патология с болевыми синдромами); дерматология (системные заболевания кожи, псориаз); спортивная медицина (травмы связочно-мышечного аппарата, восстановление после физических тренировок); депрессивные и стрессорные состояния. Противопоказаниями к ОВК являются: общие противопоказания к физиотерапии, нарушения периферического кровообращения (болезнь Рейно, облитерирующий атеросклероз и эндартериит), серповидно-клеточная анемия, гиперчувствительность к холодовому фактору, клаустрофобия.

Процедуры ОВК отпускаются на стационарной установке «КРИО СПЕЙС» производства компании «CRIO Medizintechnik» (Германия), которая представляет собой двухкамерную кабину с температурой в предкамере -60°С, в основной процедурной камере -110°С (рис. 1).

Установка снабжена несколькими системами безопасности. Во время процедуры за пациентом ведется непрерывный визуальный, видео- и аудиоконтроль. При необходимости пациент может покинуть кабину в любой момент, не дожидаясь окончания сеанса или команды инструктора. В случаях резкого ухудшения состояния он может произвести экстренное выключение установки.

Рис. 1. Установка для ОВК «Крио Спейс».

Задачами первого этапа внедрения ОВК являлись освоение методики и подтверждение безопасности процедур. Использовалась стандартная, описанная в литературе авторская методика. Во время первой процедуры продолжительность пребывания пациента в предкамере (-60°С) составляла 30 сек, в основной камере (-110°С) – 60 сек. При последующих процедурах время нахождения пациента в основной камере увеличивалось до 180 сек. При любой отрицательной реакции или по желанию пациента длительность процедуры определялась индивидуально. Процедуры проводили 1 раз в день ежедневно 5 дней подряд, с интервалами в 2 дня (суббота, воскресенье). Курс лечения составил 15 процедур. Перед назначением ОВК пациента осматривал врач терапевт и физиотерапевт. Непосредственно перед процедурой проводилось измерение ЧСС, АД и инструктаж о правилах поведения в криокамере.

Апробация метода была проведена на группе добровольцев из 21 сотрудника реабилитационного отделения (5 мужчин в возрасте 29-58 лет и 16 женщин в возрасте 35-59 лет). Как показано на диаграмме (рис. 2) 12 добровольцев (57,1%) были практически здоровы, 5 (23,8%) отмечали эпизодические боли в периферических суставах или позвоночнике, 4 (19,1%) предъявляли неспецифические жалобы на снижение работоспособности, утомляемость, плохой сон.

Рис. 2. Характеристика группы добровольцев

По окончании курса лечения 16 добровольцев (84,2% от числа закончивших курс) оценили процедуры ОВК как «приятные» и «комфортные», 14 человек (73,6%) выразили желание повторить курс лечения (рис. 3).

Среди положительных результатов лечения добровольцы отмечали: улучшение общего самочувствия 14 (73,6%), повышение работоспособности 4 (21%), улучшение или нормализацию сна 3 (15,7%), уменьшение или купирование болевых ощущений любого генеза 3 (15,7%).

Лечение было прервано у 2 (9,5%) добровольцев: 1 женщина – по собственному желанию из-за дискомфорта, связанного с нахождением в замкнутом пространстве и 1 женщина из-за побочной реакции в виде холодовой крапивницы, потребовавшей назначения короткого курса десенсибилизирующей терапии кларитином. Других побочных реакций и осложнений не было.

Рис. 3. Субъективная оценка процедур

После освоения метода мы приступили к использованию ОВК у пациентов с заболеваниями, при которых механизмы действия ОВК наиболее обоснованы и изучены. К настоящему времени завершен курс лечения 7 пациентам с ревматоидным артритом, 5 - с вертеброгенным болевым синдромом, 3 - с анкилозирующим спондилоартритом, 4 – с реактивным артритом, 6 пациентам с рецидивирующим синовитом коленного сустава на фоне гонартроза и 5 – с полиартрозом. Всего 30 пациентов в возрасте от 27 до 63 лет. До и после курса терапии проводилось развернутое клинико-лабораторное и функциональное обследование, определялся биологический возраст, толерантность к физической нагрузке, использовались шкалы и опросники оценки результатов лечения, психоэмоционального состояния и качества жизни.

Полученные данные показывают, что после курса лечения методом ОВК состояние всех пациентов улучшилось. Достигнуто уменьшение болевого синдрома и выраженности явлений воспаления, улучшение функции суставов и позвоночника, улучшение опороспособности нижних конечностей и самообслуживания. Все пациенты, несмотря на разницу в возрасте и тяжесть заболеваний, отмечали улучшение общего самочувствия, бодрость, улучшение настроения, нормализацию сна. Все пациенты выразили желание повторить курс лечения.

Осложнений и нежелательных эффектов при использовании метода не было.

Небольшое число наблюдений не позволяет нам в настоящее время оценивать результаты объективных методов обследования, и, следовательно, сделать обоснованные выводы об эффективности лечения методов ОВК.

В качестве иллюстрации результатов использования ОВК в комплексной медицинской реабилитации приводим клиническое наблюдение.

Пациентка М, 60 лет. Поступила в Медицинский центр Банка России 23 августа 2005 года в плановом порядке с диагнозом: Ревматоидный артрит, серопозитивный полиартрит, активность 1, стадия 4, ФН 2. Асептический некроз внутреннего мыщелка правой бедренной кости.

При поступлении ведущими жалобами были боль и утренняя скованность продолжительностью до 3-4 часов в суставах кистей, боль в правом коленном суставе при ходьбе, ограничение разгибания в суставе.

Страдает ревматоидным артритом с 1992 года, когда появились боли в суставах кистей и отек пальцев, утренняя скованность. С 1994 года получает базисную терапию метотрексатом. Ухудшение самочувствия в течение 9 месяцев, когда в связи с упорным болевым синдромом и увеличением продолжительности утренней скованности вынуждена была на фоне базисной терапии ежедневно принимать НПВП. В апреле 2005 года при рентгенографии кистей определялись: околосуставной остеопороз, сужение суставных щелей, узуры, подвывихи и вывихи в пястно-фаланговых суставах. При МРТ выявлен асептический некроз внутреннего мыщелка правой бедренной кости, что значительно снизило двигательную активность пациентки и потребовало использования трости и ортеза.

При поступлении состояние пациентки удовлетворительное. ЧДД 16 в минуту. ЧСС 72 в 1 минуту. АД 130/80 мм рт ст. Локальный статус: дефигурация лучезапястных, 1,2,3 пястно-фаланговых суставов за счет пролиферации. Ульнарная девиация кистей, атрофия межостных мышц. Правый коленный сустав дефигурирован за счет периартикулярного отека, увеличения верхнего заворота и разрастания жировых тел. Гипотрофия 4-главой мышцы бедра. Сгибательная контрактура под углом 160°. Результаты лабораторного обследования: СОЭ 36 мм/час (норма 1-30 мм/час), СРБ 16 мг/л (норма 0-5 мг/л), РФ 108 ед/мл (норма 0-14 ед/мл). На фоне стандартного комплексного лечения метотрексатом, мовалисом проведен курс ОВК по вышеприведенной методике. Во время процедуры и сразу после нее выполнялись физические упражнения. Курс лечения составил 15 процедур ОВК.

Рис. 4. Кисти пациентки М до (А) и после (Б) лечения

В течение первой минуты после процедуры развивалась выраженная гиперемия кожных покровов, которая сохранялась 20-30 минут. ЧСС и АД достоверно не менялись. Во время процедуры и сразу после нее отмечала купирование болевого синдрома, что позволило больной ходить не хромая в течение 1-2 часов. Интенсивность болевого синдрома при его возникновении была значительно ниже (снижение на 4,5 балла по шкале болевого аудита). С первых процедур отмечала необычную бодрость, легкость, прилив сил.

После курса ОВК боли в суставах в покое пациентка не отмечала. Только при длительной ходьбе появлялось ощущение тяжести в правом коленном суставе. Утренняя скованность в кистях уменьшилась с 3-4 часов до 20-30 минут. Значительно уменьшилась дефигурация суставов кистей и коленного сустава за счет купирования явлений синовита (рис. 4). Сгибательная контрактура коленного сустава уменьшилась на 10°. Пациентка отказалась от регулярного приема НПВП. Несмотря на рекомендации врачей, периодически «забывала» пользоваться тростью и ортезом. Улучшилось настроение, нормализовался сон. СОЭ уменьшилась с 36 до 20 мм/час, СРБ с 16 до 5 мг/л, РФ со 108 до69 ед/мл.

Таким образом, данные литературы и первые собственные наблюдения свидетельствуют о том, что ОВК является перспективным и безопасным методом лечения и реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности с ревматоидным артритом. Несмотря на то, что механизмы действия ОВК теоретически хорошо изучены и обоснованы, в доступной литературе нет данных о клинических исследованиях, которые бы позволяли считать практическую эффективность метода доказанной. В настоящее время мы проводим научно-исследовательскую работу, основанную на современных принципах доказательной медицины, с целью дальнейшего изучения эффективности и механизмов действия ОВК.

  1. Общая и локальная воздушная криотерапия под ред. В.В. Портнова, М. 2005, 36 с.
  2. Т. Yamauchi. Whole Body Cryotherapy is Method of extreme Cold – 175°C Treatment Initially used for Rheumatoid Arthritis. Z Phys Med Baln Med Klim 1986; 15: 311.
  3. Birwe G., Fricke R, Harimann R. Ganzkоrperkaltetherapie. Beeinflussung der subjektiven Beschwerdelinderung und der Celenkfunktion. Z. Phys. Med. Bain Klim. 1989: 11-15.
  4. Deborah Metzger, Christian Zwingmann, Wolfgang Protz, Wilfried H.Jackel. Die Bedeutung der Ganzkorperkaltetherapie im Rahmen der Rehabilitation bei Patienten mit rheumatischen Erkrankungen, Rehabilitation. 2000(39): 93-100.
  5. Fricke R., Ganzkorperkaltetherapiе in kaltekammer mit Temperaturen um -110°C. 1989. Z. Phys. Med. Bain. 1-10.
  6. Gregorow H.Whole body cryother­apy - indications and contraindications, the procedure and its clinical and physiological effects. Acta Bio-Optica Inform. Med. 1998:4:119-131.
  7. Gutenbrunner C., Englert G., Neues-Lahusen M. Gehrke A. Analgetische Wirkungen von natdrlichen Scliwefelbadern und Kaltelummerexposicion bei Fibramyaigie. Phys. Rehab. Med. 1999; 9:56-62.
  8. D. Kargus, K. Blum, T. Täuber, J. Teuber. Ganzkörper-Kältetherapie bei entzündlichen und nichtentzündlichen rheumatischen Erkrankungen. Orthop Prax, 2000.
  9. С. Richter, R. Fricke. Wirkung einer Ganzkörper-Kältetherapie auf Zytokin-Serumspiegel bei chronischer Polyarthritis. Med. Balneol. Med. Klimatol, Gräfelfing , 1991.
  10. Stratz Th., Mennet P., Muller W. Indikation der Ganzkorperkalte therapie in der Rheumatologie. Ther. Scliweiz 1994; 10:528-533.
  11. J. Wichmann, R. Fricke. Ganzkörper-Kältetherapie bei ankylosieren­der Spondylitis. Abt. Rheumatologie, Weserlandklinik, Vlotho, Bad Seebruch, 1997.

Добавлено 17 апреля 2006.Версия для печати

comments powered by Disqus